Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда

О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Наличие оборудованных учебных кабинетов

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания,

в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.

Дошкольное образовательное учреждение имеет материально-техническую базу, соответствующую санитарно-гигиеническим, педагогическим требованиям, современному уровню образования и способствующую эффективному образовательному процессу.

В ДОУ функционируют 7 групповых помещений, оборудованных с учетом возрастных особенностей детей.

Все основные компоненты развивающей предметной среды в ДОУ включают оптимальные условия для полноценного развития дошкольников:

физкультурно-оздоровительное:

  • медицинский кабинет,
  • спортивный зал,
  • физкультурные уголки в группах,
  • оборудована спортивная площадка на территории ДОУ,
  • участки для прогулок детей.

художественно-эстетическое:

  • музыкальный зал,
  • музыкальные уголки в группах,
  • уголки творчества в группах,
  • театрализованные уголки в группах,
  • мини-музей ,
  • русская изба.

познавательно-речевое:

  • уголки художественной литературы и речевого развития,
  • уголки познавательных игр в группах
  • уголки для сюжетно-ролевых игр;

Для развития физических качеств и двигательных умений дошкольников в ДОУ оборудован физкультурный зал, спортивная площадка, физкультурные уголки в группах.

Особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды.

Образовательная среда в МДОУ предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.

Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.

Основные требования к организации среды:

Развивающая предметно-пространственная среда МДОУ должна быть:

  • содержательно-насыщенной, развивающей;
  • трансформируемой;
  • полифункциональной;
  • вариативной;
  • доступной;
  • безопасной;
  • здоровьесберегающей;
  • эстетически-привлекательной.

Материально–технические условия созданные в дошкольном образовательном учреждении обеспечивают полноценное физическое, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное развитие детей, чувство комфортности и эмоциональное благополучие всех участников образовательного процесса.

Информация об обеспечении доступа в здание инвалидов и лиц с ОВЗ

В МДОУ созданы не в полном объеме материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа воспитанников с ОВЗ и инвалидов с сохранной возможностью самостоятельного передвижения. В дошкольном учреждении  крыльцо детского сада не  оборудовано пандусами. Туалетные комнаты не оборудованы для детей инвалидов. Затруднен доступ к местам занятий, нет расширенных дверных проемов. Для перемещения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья внутри здания имеются широкие коридоры, дверные проемы. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации, голосовым оповещением, видеонаблюдением. Сайт Учреждения имеет режим просмотра, адаптированный для слабовидящих людей.

Информация о наличии средств обучения и воспитания в том числе для инвалидов и лиц с ОВЗ.

Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования детей-инвалидов и воспитанников с ОВЗ отсутствуют

Библиотеки отсутствуют.

Сведения об объектах спорта (в т.ч. инвалидов и лиц с ОВЗ):

Имеется музыкальный, спортивный зал, оборудованный шведской стенкой, спортивным инвентарем (мячи, скакалки, обручи, скамейки, тоннели, маты, и др.). На участке имеются огороженная спортивная площадка и 7 прогулочных площадок, оборудованных игровыми спортивными сооружениями.

" Об условиях охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ"

Медицинское обслуживание воспитанников, в том числе с ОВЗ, в ДОУ осуществляется специалистами ГAУЗ «Агинская Окружная поликлиника».

Для обеспечения медицинского обслуживания в   ДОУ оборудованы:

  • медицинский кабинет;
  • процедурный кабинет;
  • изолятор;

Мероприятия, проводимые в целях охраны здоровья воспитанников:

  • профилактические прививки;
  • осмотр воспитанников на энтеробиоз;
  • регулярный осмотр воспитанников на педикулез;
  • осмотры всех воспитанников с контролем роста, веса;
  • санитарно-просветительская работа 

Медицинская сестра: Батоева Виктория Батуевна

Режим работы медицинской сестры:

Пн-пт с 9.00-16.42

Информация о доступе к информационным системам и информационно- телекоммуционным сетям , в том числе для инвалидов и лиц с ОВЗ

Доступ воспитанников к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в т.ч. приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ — отсутствует.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья- не обеспечивается.

Доступ воспитанников к электронным образовательным ресурсам, в т.ч. приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ — не обеспечивается. 

      Доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам обеспечивается административным, педагогическим работникам и специалистам. Прямой доступ воспитанников к информационным системам и информационно - телекоммуникационным сетям не предусмотрен основной общеобразовательной программой Учреждения.

   Инструкция для сотрудников о порядке действий при осуществлении контроля использования обучающимися сети Интернет - отсутствует, в связи с тем, что воспитанники Учреждения не имеют прямого доступа к сети Интернет.

       С 1 сентября 2012г вступил в силу Федеральный закон РФ от 29.12.2010г №436-ФЗ "О защите детей от информации , причиняющий вред их здоровью и развитию", согласно которому содержание и художественное оформление информации, предназначенной для обучения детей в образовательном учреждении должны соответствовать содержанию и художественному оформлению информации для детей данного возраста.

       В Учреждении имеется в наличии: В ДОУ имеются 2 компьютеров, ноутбуки (9) видеопроектор (3 шт), интерактивная доска (3 шт), фотоаппарат. Компьютеры установлены в кабинетах заведующего, методическом,  ноутбуки - у завхоза, у кладовщика, у учителя-логопеда, у музыкального руководителя, у ПДО, в кабинете бухгалтера (2) ,2 ноутбука предназначены для работы с  детьми.

Интерактивная доска и видеопроектор установлены в подготовительных к школе группах и в музыкальном кабинете и предназначены для работы с детьми.

 Детский сад  имеет выход в интернет, электронную почту, собственный сайт в сети Интернет.

 Безопасность дошкольного учреждения обеспечена в дневные часы – дежурный администратор, в ночные часы - УВО ВНГ России по Забайкальскому краю.

С детьми и персоналом отрабатываются навыки эвакуации при пожаре. С сотрудниками проводятся семинары – практикумы по правильному пользованию огнетушителем и другими средствами защиты.

    В весенне-летний период сотрудниками ДОУ произведено благоустройство участка. 

Все базисные компоненты развивающей предметной среды  детского сада включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. Данные компоненты обеспечивают возможность организации разнообразных видов детской деятельности по интересам.

Условия питания обучающихся,в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В МДОУ обеспечены равные условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в рамках утвержденного 10-дневного меню (для детей с 10,5 часовым пребыванием в МДОУ).

Организация питания воспитанников МДОУ, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ, соответствует  СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления  детей  и молодежи», действующие до 2027 г.

В МДОУ организовано 4-разовое питание на основе примерного десятидневного меню, разработанного в соответствии со «Сборником технических нормативов для питания детей в дошкольных организациях» (под ред. Д.В. Гращенков и Л.И. Николаева). В меню представлены разнообразные блюда, исключены их повторы. Между завтраком и обедом дети получают соки и витаминизированные напитки. В ежедневный рацион включены фрукты и овощи.

Администрация МДОУ и медицинский работник контролируют соблюдение санитарных требований работниками пищеблока, правильность приготовления пищи, ее качество. В МДОУ предусмотрены соответствующие помещения для питания воспитанников, а также для хранения и приготовления пищи (групповые помещения, пищеблок – кухня и склад продуктов). Режим работы пищеблока, график питания воспитанников, меню утверждается заведующим МДОУ.

Доступная среда

 Информация о специально оборудованных учебных кабинетах.


Для проведения практических занятий, обучения и воспитания детей, в используемых зданиях дошкольного учреждения оборудовано 7 групповых, в которую входят: раздевальная (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и дневного сна и приема пищи), туалетная и умывальная комната.
Группы детского сада оснащены мебелью, игровым и бытовым оборудованием в соответствии с существующим перечнем игрушек и оборудования для детских садов, которые имеют сертификаты качества и являются экологически безопасными. В группах имеются мягкие модули, легко трансформируемая мебель, что позволяет быстро изменять развивающую среду. Магнитно-маркерные доски, мольберты также с легкостью передвигаются в любое необходимое место в группе. Также в группах созданы разнообразные центры для различной деятельности детей.

Об объектах для проведения практических занятий, приспособленныхдля использования инвалидами

и лицами с ограниченными возможностями здоровья.


Для полноценного осуществления образовательной деятельности в МДОУ функционируют групповое помещение и объекты ( совмещенный кабинет педагога-психолога и педагога-дефектолога, логопедический кабинет, музыкальный зал, спортивный зал, кабинет педагога дополнительного образования) для проведения практических занятий. Все объекты для проведения практических занятий, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей обеспечены необходимым оборудованием и инвентарём, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил и норм. методическом кабинете, в котором собран фонд литературы, необходимой для работы с детьми с ОВЗ, родителями и педагогами. Группы оснащены необходимым современным и разнообразным игровым оборудованием, дидактическим и демонстрационным материалом с учетом развития детей в разных видах деятельности и включает в себя необходимые условия для всестороннего развития каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей развития и здоровья, так же детей с ОВЗ.

О библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья


В каждой возрастной группе есть методический библиотечный фонд, где имеется художественная и научно-методическая литература для педагога. В центрах Речевой активности для детей представлены произведения художественной, научно-популярной и справочной литературы. В методическом кабинете имеется учебно-методическая литература для реализации Основной и Адаптированной общеобразовательных программ дошкольного образования. Имеется методическая литература по всем направлениям в рамках реализации ФГОС ДО:
– социально-коммуникативное развитие;
– познавательное развитие;
– речевое развитие;
– художественно-эстетическое развитие;
– физическое развитие;
-детская художественная литература (фольклор, поэзия и др.)
В группах имеется центр книги с общим доступом для детей, без специально приспособленного оборудования для инвалидов и лиц с ОВЗ.

Об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья


Имеется спортивный зал в здании детского сада и спортивная площадка на улице, без специально приспособленного оборудования для инвалидов и лиц с ОВЗ. В спортивном зале имеются мячи, обручи, мягкие модули, сухой бассейн. Для физического развития детей в спортивном зале имеется спортивный инвентарь, позволяющий обеспечивать оптимальное физическое развитие воспитанников в совместной деятельности педагогов с детьми и самостоятельной двигательной деятельности детей: мячи, скакалки, обручи, мешочки для метания, гимнастическая стенка, гимнастические скамейки, наклонная доска, кегли, палки гимнастические, маты, мягкие модули, в группах имеются тактильная массажная дорожка.

О средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья


В соответствии со ст. 35. ФЗ РФ «Об образовании» обучающимся бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебные пособия, учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
В детском саду имеются необходимые для реализации образовательных программ средства обучения и воспитания: материалы и средства демонстрации и визуализации:
- игровым и учебным оборудованием (дидактические игры, игрушки, учебные пособия),
- спортивным оборудованием и инвентарем (мячи, гимнастические маты, обручи и др.),
- учебно-наглядными пособиями (тематические книги, плакаты, различный демонстрационный материал),
- компьютерным оборудованием, оснащенным доступом к информационно-телекоммуникационным сетям (LED доски, ноутбуки, мультимедийные проекторы, магнитно-маркерные доски, мольберты) для организации работы педагога,

- аппаратно-программными и аудиовизуальными средствами (цифровые образовательные ресурсы, записанные на диски, флэш-карты с презентациями и демонстрационными материалами для проведения образовательной деятельности по образовательным областям – познавательное развитие, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое),
- печатными и иными материальными объектами, необходимыми для организации образовательной деятельности с воспитанниками (книги, энциклопедии и др.).

Об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации


Имеются распашные двери, пандусы, поручни. При необходимости ребенку-инвалиду и лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо. Разработан паспорт доступности учреждения с учетом всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья; в групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам. Конструктивные особенности здания МДОУ не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений — отсутствуют.

О специальных условиях питания


МДОУ обеспечивает сбалансированное 4-х разовое питание (завтрак, второй завтрак, обед, полдник). Питание воспитанников организуется в соответствии с десятидневным меню, утверждаемым заведующим МДОУ, с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных учреждениях. Приготовление пищи осуществляется в пищеблоке, оборудованном согласно современным требованиям СанПин в полном объеме. Питание воспитанников осуществляется в групповых помещениях.

О специальных условиях охраны здоровья


Здание МДОУ оснащено противопожарной сигнализацией, информационным табло (указатель выхода), необходимыми табличками и указателями, системой аварийного освещения, «тревожной кнопкой».
Медицинское обслуживание осуществляется по договору с Государственным автономным учреждением здравоохранения «Агинская окружная больница» медицинской сестрой, которая наблюдает за состоянием здоровья, физическим развитием воспитанников, организует и проводит при согласии родителей (законных представителей) обучающихся медицинские осмотры, профилактические прививки, контролирует санитарное состояние помещений МДОУ, работает с воспитанниками по гигиеническому воспитанию и пропаганде ЗОЖ. Организуется систематический контроль за состоянием здоровья воспитанников, проводятся профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний среди воспитанников. В МДОУ созданы условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Наряду с традиционными формами работы по физической культуре: утренней гимнастикой, НОД, подвижными играми, физ.минутками, гимнастикой после дневного сна, активным отдыхом используются и нетрадиционные формы оздоровления: дыхательная гимнастика, оздоровительный бег, фитонцидотерапия (лук, чеснок).

О доступе к информационным системам и
информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья


Обучающиеся самостоятельный доступ к информационным системам, электронным образовательным ресурсам не имеют, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Информационная база МДОУ оснащена: электронной почтой mdou.zvezdochcka@yandex.ru, локальная сеть обеспечена доступом к сети «Интернет» (подключены  6 ноутбуков), функционирует официальный сайт МДОУ (официальный сайт учреждения имеет версию для слабовидящих). В МДОУ имеются мультимедийные средства обучения (LED доска -2 шт, проектор - 3 шт, интерактивная доска - 2 шт, экран для проектора - 1 шт, ноутбук - 3 шт, аудиотехника (музыкальный центр - 2 шт, синтезатор-1 шт, акустическая система -1).

Об электронных образовательных ресурсах, к которым
обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья


Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - отсутствуют.

О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования


Для обеспечения «равного доступа к образованию» для всех воспитанников с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, в нашем детском саду имеются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
-дети инвалиды и дети с ОВЗ обучаются по индивидуальным образовательным маршрутам;
-имеются технические средства обучения, предназначенные для всех категорий воспитанников, в том числе и для детей инвалидов и детей с ОВЗ: интерактивная доска с комплектом программного обеспечения, мультимедийные установки (проекторы, ноутбуки, LED доски), музыкальные центры, сенсорное оборудование, развивающее оборудование (песочница для работы с мокрым песком).

О наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

МДОУ не имеет общежитие, интернат.

О количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Жилых помещений в общежитии, интернате не имеем.

     Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
    В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:
Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов,использующих кресла-коляски)
• Инвалиды с нарушением зрения и слуха
• Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
• Временно нетрудоспособные
• Беременные женщины
• Люди с детскими колясками
• Дети дошкольного возраста.
    Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
     Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
     Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:
• закономерности психического развития,
• показатели здоровья дошкольников,
• психолого-физиологические особенности,
• уровень общего развития,
• коммуникативные особенности и речевое развитие,
• эмоциональное благополучие.
     В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.
     При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
1. Принцип развития - Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
2. Принцип природособразности воспитания - Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
3. Принцип психологической комфортности - Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".
4. Принцип взаимодействия - Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
5. Принцип доверительного сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
6. Принцип обучения деятельности - Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
7. Принцип здоровьесберегающий - Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.

Кабинет ПДО

Краткое описание кабинета

Цель организации кабинета дополнительного образования – создание условий, благоприятных для проведения дополнительной образовательной деятельности в Учреждении. Задачи кабинета: Организация и проведение кружковой работы. Нормализация эмоционального фона деятельности, создание комфортного психологического климата для реализации задач дополнительного образования детей дошкольного возраста. Организация и проведение консультаций для родителей и педагогов по вопросам, касающихся решения задач дополнительного образования детей дошкольного возраста. Цвет стен, пола, мебели, штор, подобран по принципу использования спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения и раздражения. Мебель в кабинете установлена в контексте общей композиции. Освещение в кабинете соответствует нормам СанПИНа.

      С учетом задач работы кабинета по дополнительному образованию помещение территориально включает несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение: 

-Рабочая зона: письменный стол,  стул, шкафы для хранения методических материалов, дидактических игр, ноутбук;

-  Зона развивающих занятий: детские столы и стулья, юрта, доска.

- Зона для хранения: методический и дидактический материал, наглядные пособия, раздаточный материал.

Основные направления работы:

-Кружок бурятского языка «Бууряад хэлэн»;

Работа проводится с детьми старшего дошкольного возраста по осуществлению организационной образовательной деятельности. В кабинете оформляются тематические консультации для педагогов, родителей; выставки.

Групповые помещения старшей группы

Материально-техническое оснащение групп ДОУ включает в себя различные элементы, которые обеспечивают образовательную деятельность и развитие воспитанников.  

Помещения групп оснащены детской и игровой мебелью, соответствующей возрасту воспитанников. В группах есть уголки для разных видов деятельности: игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской, коммуникативной и других.

Групповые помещения 1-ой младшей группы

Материально-техническое оснащение группы раннего возраста в ДОУ может включать различные материалы и оборудование, которые способствуют познавательному, социально-коммуникативному, речевому и художественно-эстетическому развитию детей.  

Для познавательного развития используются, например:

  • пирамидки, стержни для нанизывания, объёмные вкладыши, матрешки, доски с вкладышами; 
  • наборы объёмных тел (кубы, цилиндры, бруски, шары, диски); 
  • рамки-вкладыши с цветными монолитными и составными формами, разными по величине; 
  • набор кубиков с цветными гранями; 
  • набор для экспериментирования с водой и песком. 

Для социально-коммуникативного развития применяются, например:

  • домики, набор дорожных знаков и светофор, набор мебели; 
  • контейнер с мелкими предметами-заместителями, фартук, совок, щётка, салфетки; 
  • модель «Огород», набор для посадки растений, пластмассовые тазики. 

Для речевого развития используются, например:

  • наборы предметных и сюжетных картинок, материал для составления описательных рассказов; 
  • детские энциклопедические издания, произведения художественной литературы; 
  • зеркало, лото с буквами. 

Для художественно-эстетического развития применяются, например:

  • иллюстрации разных видов искусства (натюрморт, живопись), альбомы для рисования; 
  • трафареты, образцы для штриховок, книжки-раскраски; 
  • краски, кисти, палитра для смешивания красок, стаканчики для воды. 

Также в ДОУ могут быть предусмотрены комплексы спортивного оборудования для физического развития детей: шведская стенка, массажные дорожки, гимнастические мячи и другое.  

Кроме того, для прогулок предусмотрены малые архитектурные формы: скамейки, качалка-балансир, лесенки, горка, песочницы, игровой домик. 2

Груповое помещение подготовительной к школе группы

В ДОУ имеется необходимое оснащение и оборудование для всех видов воспитательной и образовательной деятельности обучающихся, педагогической, административной и хозяйственной деятельности:

1) помещения для занятий, обеспечивающие образование детей через игру, общение, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности ребёнка с участием взрослых, и других детей;

2) оснащение РППС, включающей средства обучения и воспитания, подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста, содержания ОП ДО;

3) мебель, техническое оборудование, спортивный и хозяйственный инвентарь, инвентарь для художественного, театрального, музыкального творчества, музыкальные инструменты;

4) оформленная территория и оборудованные участки для прогулки ДОУ.

Групповые помещения средней группы

Некоторые элементы материально-технического оснащения средней группы ДОУ:

  • Средства для социально-коммуникативного развития. Например, оборудование для трудовой деятельности (совочки, грабельки, палочки, лейки), инвентарь для ухода за растениями, картинки с правилами поведения в общественных местах. Также могут быть представлены атрибуты для игр «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница» и другие. 
  • Материалы для познавательного развития. Это могут быть матрешки, пирамидки, вкладыши, наборы тематических предметных карточек, плоскостных геометрических фигур, строительного материала и игрушек для обыгрывания построек. Также могут быть представлены наглядно-дидактические пособия «Мир в картинках», наборы для экспериментирования с песком и водой, снегом, льдом и другие. 
  • Материалы для музыкальной деятельности. Это могут быть магнитофон, кассеты (диски), музыкальная игрушка-неваляшка, кубики с иллюстрациями песен, пособия для определения характера музыки. Также могут быть представлены музыкальные инструменты (барабан, бубен, колокольчики), озвученные игрушки (погремушки, музыкальный молоточек, музыкальный волчок и другие). 
  • Материалы для физического развития. Это могут быть бубен, короткие шнуры, доска гладкая с зацепами, дуги высокие и низкие, дорожка ребристая, канаты короткие, кегли, маты гимнастические, мячи резиновые и другие. 
  • Уголок наблюдений за природой, научных опытов и исследований. В нём могут быть представлены градусник, стаканчики, лупа, наборы для опытов, подносы, пипетки и прочий материал. 
  • Уголок искусств. В нём могут быть представлены тетради, альбомы, карандаши, пластилин, краски разного типа и другое.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС

Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверстниками, развивать индивидуальность каждого ребенка. Поэтому наполнить группу играми и игрушками недостаточно. С ведением Федерального государственного образовательного стандарта появились новые приоритеты в создании развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Она должна быть комфортной уютной рационально организованной наполненной разными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые стимулировали бы познавательную речевую двигательную и иную активность детей. Развитие познавательно-речевых способностей — это одна из главных задач дошкольного образования. Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) — это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом.

Развивающая предметно-пространственная среда группы должна обеспечивать:

1. Гармоничное всестороннее развитие детей с учетом особенностей возраста, здоровья, психических, физических и речевых нарушений.

2. Полноценное общение между собой, а в процессе учебной деятельности с педагогом, дать возможность уединиться по желанию ребенка.

3. Реализацию образовательной программы ДОУ.

4. Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

— содержательно-насыщенной;

— трансформируемой;

— вариативной;

— полифункциональной;

— доступной;

— безопасной.

Насыщенность РПП среды предполагает:

— разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе;

— соответствие возрастным особенностям и содержанию программы.

Полифункциональность материалов предполагает:

— возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.).

Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:

— от образовательной ситуации;

— от меняющихся интересов детей;

— от возможностей детей.

Вариативность среды предполагает:

— наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения);

— периодическую сменяемость игрового материала;

— разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми;

— появление новых предметов стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

— доступность для детей всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

— свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности;

— исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность среды:

— соответствие всех ее элементов по обеспечению надежности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.

Учитывая требования ФГОС развивающая предметно – пространственная среда делится на пять образовательных областей:

Социально – коммуникативная;

Познавательная;

Речевая;

Художественно – эстетическая;

Физическая.

В каждой области имеются свои центры.

Социально-коммуникативное развитие:

— Центр ПДД;

— Центр пожарной безопасности;

— Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр).

Познавательное развитие:

— Центр «Уголок Природы»;

— Центр сенсорного развития;

— Центр конструктивной деятельности;

— Центр математического развития;

— Центр экспериментирования.

Речевое развитие:

— Центр речевого развития или уголок речи и грамотности;

— Центр Книги;

— Логопедический уголок.

Художественно-эстетическое развитие:

— Центр ИЗО или уголок творчества;

— Центр музыкально-театрализованной деятельности.

Физическое развитие:

— Центр физического развития;

— Спортивный уголок «Будь здоров!»

Направление:

Социально-коммуникативное развитие.

Игра — основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми.

В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно-ролевых игр:

В центре по ПДД и пожарной безопасности находятся необходимые атрибуты к сюжетно-ролевым играм и занятиям по закреплению правилам дорожного движения. Дети при необходимости объединяют центр сюжетно-ролевых игр, ПДД и пожарной безопасности.

Познавательное направление.

Большой популярностью у детей пользуется центр науки.В нем находится материал для осуществления опытной деятельности: лупы, мерные стаканчики, песочные часы, камни и т. п.

Центр математического развития: пособия с цифрами, счетный материал, дидактические игры, развивающие игры математического содержания.

Центр конструктивной деятельности организован так, что бы дети могли строить подгруппой и индивидуально. Имеется крупный и мелкий строитель, разнообразное лего, конструкторы.

В уголке природы подобраны безопасные растения, имается необходимое оборудование по уходу за ними.

Речевое развитие.

Направление играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями.

Художественно — эстетическое развитие.

В Центре «Творческая мастерская»находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.

Театрализованная деятельность.

Театрализованные игры решают следующие задачи:

Развивают артикуляционную моторику;

Расширяют словарный запас;

Развивают монологическую и диалогическую речь;

Развивает общую и мелкую моторику.

Физическое развитие:

Здесь имеются: спортивный инвентарь, игрушки, дорожки здоровья для профилактики плоскостопия, дидактические игры спортивного содержания.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду мы учитываем,что:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Алгоритм проектирования развивающей предметно-пространственной среды.

Сформулировать цели и задачи работы по созданию развивающей среды.

Определить игровое и дидактическое оборудование для решения образовательных задач.

Определить дополнительное оборудование.

Определить, как разместить оборудование в игровой комнате.

Вывод. Организация развивающей ППС в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

Доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам обеспечивается административным, педагогическим работникам и специалистам.

Доступ воспитанников к информационным системам и информационно - телекоммуникационным сетям не предусмотрен основной образовательной программой ДОУ.

Одним из важных направлений в деятельности ДОУ является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества   образовательного процесса, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий).
В свободном доступе для детей в ДОУ компьютеров не имеется, для педагогов и административного управления — 5 ноутбуков, 2 персональных компьютера, все из которых  имеют выход в Интернет.

Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий

Для успешной деятельности практического психолога в образовании важно грамотно организовать его рабочее пространство и обеспечить

необходимым инструментарием. Кабинет педагога – психолога располагается  в парвом крыле здания.  Площадь кабинета – 12 м2. Цвет стен и мебели

спокойных тонов, которые не вызывают дополнительного возбуждения и раздражения. Освещение в кабинете осуществляется при помощи ламп

дневного света и соответствует нормам СанПина. Площадь помещения освещена равномерно.

С учетом основных направлений деятельности педагога – психолога помещение территориально включает несколько зон, каждая из которых

имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение:

- Рабочая зона – необходима для организационно-планирующей деятельности педагога-психолога.

- Зона индивидуальных и подгрупповых занятий – предполагает непосредственное взаимодействие психолога с детьми.

- Консультативная зона – пространство для взаимодействия с родителями, воспитателями, педагогами.

- Зона релаксации – предполагает эмоциональную разгрузку.

2 Краткое описание использования кабинет

Психологическая работа ведется по следующим направлениям:

- формирование у педагогов, детей, родителей общей психологической культуры (консультации, семинары, тренинги);

- оказание помощи детям в их адаптационный период к новым условиям (индивидуальная и групповая работа с детьми);

- создание благоприятного психологического климата в ДОУ через оптимизацию форм общения.

Психодиагностическая работа направлена на:

- психологическое обследование обучающихся с целью определения соответствия их психического развития возрастным нормам и уровню

овладения необходимыми навыками и умениями;

- изучение психологических особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью обеспечения индивидуального

подхода к каждому ребенку.

 Сопроводительно-развивающая работа предполагает разработку и осуществление программ, направленных на:

- развитие личности в целом и отдельных ее сторон (познавательная и эмоционально-личностная сферы);

- обучение методам и приемам саморегуляции и преодоление эмоциональных стрессовых реакций.

 Консультативная работа:

- консультирование педагогов и родителей по проблемам обучения и воспитания детей;

- проведение совместных консультаций для всех участников образовательного процесса с целью повышения психологической

культуры и обеспечения преемственности в работе с детьми.

Кабинет педагога-психолога можно рассматривать как своеобразное поле взаимодействия практического психолога с детьми разного возраста, их

родителями и воспитателями.

Музыкальный зал используется для реализации основной общеобразовательной программы МДОУ детский сад "Звездочкаа» в процессе

организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной, театрализованной).

Занятия проводятся в соответствии требованиям СанПин два раза в неделю в музыкальном зале:

Группа 2-3 года -10 мин

Группа 3-4 года -15 мин

Группа 4-5 лет -20 мин

Группа 5-6 лет -25 мин

Группа 6-7 лет -30 мин

Музыкальный зал – это визитная карточка детского сада. Здесь проходят не только непосредственно образовательная деятельность с детьми, но и всевозможные праздники, развлечения и другие мероприятия для детей, сотрудников и родителей. Пространство музыкального зала можно условно разделить на такие же три зоны: рабочую, спокойную и активную.

- Рабочая зона всегда подразумевает продуктивную деятельность, в контексте интеграции с другими образовательными областями, прибегающими к продуктивной деятельности.

- Активная зона. В условиях музыкального зала активной зоной можно считать достаточно большое свободное пространство для музыкального движения: дидактические игры для развития чувства ритма, танцевально-ритмические упражнения, игровое музыкально- двигательное творчество и т. д. Фортепиано расположено таким образом, чтобы музыкальный руководитель, исполняя музыкальноепроизведение, мог видеть абсолютно всех детей. Также в этой зоне смонтированы технические средства обучения вне доступа детей.

- Спокойная зона. Спокойную зону в музыкальном зале вполне можно считать самой важной, самой значимой для музыкального воспитания. Здесь осуществляются такие важнейшие виды музыкальной деятельности как восприятие музыки и пение.

Восприятие музыки можно считать основополагающим видом деятельности в музыкальном воспитании дошкольника.

Наличие оборудованных объектов спорта

Целью функционирования физкультурного зала является создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, для реализации их потребности в двигательной активности, обеспечения физической подготовленности каждого ребенка.

Задачи физкультурно-оздоровительной работы в детском саду:

- охрана и укрепление здоровья детей, закаливание детского организма;

- создание необходимой учебно-материальной базы и санитарно-гигиенических условий для формирования жизненно необходимых умений и навыков детей дошкольного возраста в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями;

- развитие физических качеств;

- воспитание потребности в здоровом образе жизни;

- обеспечение физического, психического благополучия, эмоционального комфорта;

- формирование правильной осанки;

- воспитание нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности;

- формирование первоначальных представлений и умений в спортивных играх и упражнениях;

- побуждение к проявлению творчества в двигательной деятельности.

Наличие оборудованных библиотек

Документы отсутствуют

Наличие оборудованных средств обучения и воспитания

Документы отсутствуют

Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

Документы отсутствуют

Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся

Документы отсутствуют

О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Доступ к информационным системам и информационно-коммуникативным сетям

Доступ к информационным системам и информационно-коммуникативным сетям предназначен для педагогов и администрации ДОУ. 

Информационная база МДОУ детский сад «Звездочка» оснащена: локальной сетью; электронной почтой; выходом в Интернет; разработан и действует официальный сайт учреждения.

     В свободном доступе для детей в ДОУ компьютеров не имеется, для педагогов и административного управления — 7 ноутбуков, 1 персональнй компьютер, 6 из которых  имеют выход в Интернет . 2 МФУ,  2 интерактивные доски, 2 LED доски, 2 мультимедийных проектора, 3 принтера, медиатеку и средства сетевого взаимодействия,  поддерживающие оперативный обмен информацией.

Активно используется электронная почта для электронного документооборота, сбора и обмена управленческой, статистической информации.

Для инвалидов и лиц с ОВЗ

Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МДОУ , на котором существует версия для слабовидящих.

Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Документы отсутствуют

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie