Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания,
в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.
Дошкольное образовательное учреждение имеет материально-техническую базу, соответствующую санитарно-гигиеническим, педагогическим требованиям, современному уровню образования и способствующую эффективному образовательному процессу.
В ДОУ функционируют 7 групповых помещений, оборудованных с учетом возрастных особенностей детей.
Все основные компоненты развивающей предметной среды в ДОУ включают оптимальные условия для полноценного развития дошкольников:
физкультурно-оздоровительное:
- медицинский кабинет,
- спортивный зал,
- физкультурные уголки в группах,
- оборудована спортивная площадка на территории ДОУ,
- участки для прогулок детей.
художественно-эстетическое:
- музыкальный зал,
- музыкальные уголки в группах,
- уголки творчества в группах,
- театрализованные уголки в группах,
- мини-музей ,
- русская изба.
познавательно-речевое:
- уголки художественной литературы и речевого развития,
- уголки познавательных игр в группах
- уголки для сюжетно-ролевых игр;
Для развития физических качеств и двигательных умений дошкольников в ДОУ оборудован физкультурный зал, спортивная площадка, физкультурные уголки в группах.
Особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды.
Образовательная среда в МДОУ предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.
Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
Основные требования к организации среды:
Развивающая предметно-пространственная среда МДОУ должна быть:
- содержательно-насыщенной, развивающей;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной;
- здоровьесберегающей;
- эстетически-привлекательной.
Материально–технические условия созданные в дошкольном образовательном учреждении обеспечивают полноценное физическое, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное развитие детей, чувство комфортности и эмоциональное благополучие всех участников образовательного процесса.
Информация об обеспечении доступа в здание инвалидов и лиц с ОВЗ
В МДОУ созданы не в полном объеме материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа воспитанников с ОВЗ и инвалидов с сохранной возможностью самостоятельного передвижения. В дошкольном учреждении крыльцо детского сада не оборудовано пандусами. Туалетные комнаты не оборудованы для детей инвалидов. Затруднен доступ к местам занятий, нет расширенных дверных проемов. Для перемещения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья внутри здания имеются широкие коридоры, дверные проемы. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации, голосовым оповещением, видеонаблюдением. Сайт Учреждения имеет режим просмотра, адаптированный для слабовидящих людей.
Информация о наличии средств обучения и воспитания в том числе для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования детей-инвалидов и воспитанников с ОВЗ отсутствуют
Библиотеки отсутствуют.
Сведения об объектах спорта (в т.ч. инвалидов и лиц с ОВЗ):
Имеется музыкальный, спортивный зал, оборудованный шведской стенкой, спортивным инвентарем (мячи, скакалки, обручи, скамейки, тоннели, маты, и др.). На участке имеются огороженная спортивная площадка и 7 прогулочных площадок, оборудованных игровыми спортивными сооружениями.
" Об условиях охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ"
Медицинское обслуживание воспитанников, в том числе с ОВЗ, в ДОУ осуществляется специалистами ГAУЗ «Агинская Окружная поликлиника».
Для обеспечения медицинского обслуживания в ДОУ оборудованы:
- медицинский кабинет;
- процедурный кабинет;
- изолятор;
Мероприятия, проводимые в целях охраны здоровья воспитанников:
- профилактические прививки;
- осмотр воспитанников на энтеробиоз;
- регулярный осмотр воспитанников на педикулез;
- осмотры всех воспитанников с контролем роста, веса;
- санитарно-просветительская работа
Медицинская сестра: Батоева Виктория Батуевна
Режим работы медицинской сестры:
Пн-пт с 9.00-16.42
Информация о доступе к информационным системам и информационно- телекоммуционным сетям , в том числе для инвалидов и лиц с ОВЗ
Доступ воспитанников к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в т.ч. приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ — отсутствует.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья- не обеспечивается.
Доступ воспитанников к электронным образовательным ресурсам, в т.ч. приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ — не обеспечивается.
Доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам обеспечивается административным, педагогическим работникам и специалистам. Прямой доступ воспитанников к информационным системам и информационно - телекоммуникационным сетям не предусмотрен основной общеобразовательной программой Учреждения.
Инструкция для сотрудников о порядке действий при осуществлении контроля использования обучающимися сети Интернет - отсутствует, в связи с тем, что воспитанники Учреждения не имеют прямого доступа к сети Интернет.
С 1 сентября 2012г вступил в силу Федеральный закон РФ от 29.12.2010г №436-ФЗ "О защите детей от информации , причиняющий вред их здоровью и развитию", согласно которому содержание и художественное оформление информации, предназначенной для обучения детей в образовательном учреждении должны соответствовать содержанию и художественному оформлению информации для детей данного возраста.
В Учреждении имеется в наличии: В ДОУ имеются 2 компьютеров, ноутбуки (9) видеопроектор (3 шт), интерактивная доска (3 шт), фотоаппарат. Компьютеры установлены в кабинетах заведующего, методическом, ноутбуки - у завхоза, у кладовщика, у учителя-логопеда, у музыкального руководителя, у ПДО, в кабинете бухгалтера (2) ,2 ноутбука предназначены для работы с детьми.
Интерактивная доска и видеопроектор установлены в подготовительных к школе группах и в музыкальном кабинете и предназначены для работы с детьми.
Детский сад имеет выход в интернет, электронную почту, собственный сайт в сети Интернет.
Безопасность дошкольного учреждения обеспечена в дневные часы – дежурный администратор, в ночные часы - УВО ВНГ России по Забайкальскому краю.
С детьми и персоналом отрабатываются навыки эвакуации при пожаре. С сотрудниками проводятся семинары – практикумы по правильному пользованию огнетушителем и другими средствами защиты.
В весенне-летний период сотрудниками ДОУ произведено благоустройство участка.
Все базисные компоненты развивающей предметной среды детского сада включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. Данные компоненты обеспечивают возможность организации разнообразных видов детской деятельности по интересам.
Условия питания обучающихся,в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МДОУ обеспечены равные условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в рамках утвержденного 10-дневного меню (для детей с 10,5 часовым пребыванием в МДОУ).
Организация питания воспитанников МДОУ, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ, соответствует СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», действующие до 2027 г.
В МДОУ организовано 4-разовое питание на основе примерного десятидневного меню, разработанного в соответствии со «Сборником технических нормативов для питания детей в дошкольных организациях» (под ред. Д.В. Гращенков и Л.И. Николаева). В меню представлены разнообразные блюда, исключены их повторы. Между завтраком и обедом дети получают соки и витаминизированные напитки. В ежедневный рацион включены фрукты и овощи.
Администрация МДОУ и медицинский работник контролируют соблюдение санитарных требований работниками пищеблока, правильность приготовления пищи, ее качество. В МДОУ предусмотрены соответствующие помещения для питания воспитанников, а также для хранения и приготовления пищи (групповые помещения, пищеблок – кухня и склад продуктов). Режим работы пищеблока, график питания воспитанников, меню утверждается заведующим МДОУ.
Доступная среда
Информация о специально оборудованных учебных кабинетах.
Для проведения практических занятий, обучения и воспитания детей, в используемых зданиях дошкольного учреждения оборудовано 7 групповых, в которую входят: раздевальная (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и дневного сна и приема пищи), туалетная и умывальная комната.
Группы детского сада оснащены мебелью, игровым и бытовым оборудованием в соответствии с существующим перечнем игрушек и оборудования для детских садов, которые имеют сертификаты качества и являются экологически безопасными. В группах имеются мягкие модули, легко трансформируемая мебель, что позволяет быстро изменять развивающую среду. Магнитно-маркерные доски, мольберты также с легкостью передвигаются в любое необходимое место в группе. Также в группах созданы разнообразные центры для различной деятельности детей.
Об объектах для проведения практических занятий, приспособленныхдля использования инвалидами
и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Для полноценного осуществления образовательной деятельности в МДОУ функционируют групповое помещение и объекты ( совмещенный кабинет педагога-психолога и педагога-дефектолога, логопедический кабинет, музыкальный зал, спортивный зал, кабинет педагога дополнительного образования) для проведения практических занятий. Все объекты для проведения практических занятий, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей обеспечены необходимым оборудованием и инвентарём, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил и норм. методическом кабинете, в котором собран фонд литературы, необходимой для работы с детьми с ОВЗ, родителями и педагогами. Группы оснащены необходимым современным и разнообразным игровым оборудованием, дидактическим и демонстрационным материалом с учетом развития детей в разных видах деятельности и включает в себя необходимые условия для всестороннего развития каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей развития и здоровья, так же детей с ОВЗ.
О библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В каждой возрастной группе есть методический библиотечный фонд, где имеется художественная и научно-методическая литература для педагога. В центрах Речевой активности для детей представлены произведения художественной, научно-популярной и справочной литературы. В методическом кабинете имеется учебно-методическая литература для реализации Основной и Адаптированной общеобразовательных программ дошкольного образования. Имеется методическая литература по всем направлениям в рамках реализации ФГОС ДО:
– социально-коммуникативное развитие;
– познавательное развитие;
– речевое развитие;
– художественно-эстетическое развитие;
– физическое развитие;
-детская художественная литература (фольклор, поэзия и др.)
В группах имеется центр книги с общим доступом для детей, без специально приспособленного оборудования для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Имеется спортивный зал в здании детского сада и спортивная площадка на улице, без специально приспособленного оборудования для инвалидов и лиц с ОВЗ. В спортивном зале имеются мячи, обручи, мягкие модули, сухой бассейн. Для физического развития детей в спортивном зале имеется спортивный инвентарь, позволяющий обеспечивать оптимальное физическое развитие воспитанников в совместной деятельности педагогов с детьми и самостоятельной двигательной деятельности детей: мячи, скакалки, обручи, мешочки для метания, гимнастическая стенка, гимнастические скамейки, наклонная доска, кегли, палки гимнастические, маты, мягкие модули, в группах имеются тактильная массажная дорожка.
О средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии со ст. 35. ФЗ РФ «Об образовании» обучающимся бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебные пособия, учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
В детском саду имеются необходимые для реализации образовательных программ средства обучения и воспитания: материалы и средства демонстрации и визуализации:
- игровым и учебным оборудованием (дидактические игры, игрушки, учебные пособия),
- спортивным оборудованием и инвентарем (мячи, гимнастические маты, обручи и др.),
- учебно-наглядными пособиями (тематические книги, плакаты, различный демонстрационный материал),
- компьютерным оборудованием, оснащенным доступом к информационно-телекоммуникационным сетям (LED доски, ноутбуки, мультимедийные проекторы, магнитно-маркерные доски, мольберты) для организации работы педагога,
- аппаратно-программными и аудиовизуальными средствами (цифровые образовательные ресурсы, записанные на диски, флэш-карты с презентациями и демонстрационными материалами для проведения образовательной деятельности по образовательным областям – познавательное развитие, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое),
- печатными и иными материальными объектами, необходимыми для организации образовательной деятельности с воспитанниками (книги, энциклопедии и др.).
Об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Имеются распашные двери, пандусы, поручни. При необходимости ребенку-инвалиду и лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо. Разработан паспорт доступности учреждения с учетом всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья; в групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам. Конструктивные особенности здания МДОУ не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений — отсутствуют.
О специальных условиях питания
МДОУ обеспечивает сбалансированное 4-х разовое питание (завтрак, второй завтрак, обед, полдник). Питание воспитанников организуется в соответствии с десятидневным меню, утверждаемым заведующим МДОУ, с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных учреждениях. Приготовление пищи осуществляется в пищеблоке, оборудованном согласно современным требованиям СанПин в полном объеме. Питание воспитанников осуществляется в групповых помещениях.
О специальных условиях охраны здоровья
Здание МДОУ оснащено противопожарной сигнализацией, информационным табло (указатель выхода), необходимыми табличками и указателями, системой аварийного освещения, «тревожной кнопкой».
Медицинское обслуживание осуществляется по договору с Государственным автономным учреждением здравоохранения «Агинская окружная больница» медицинской сестрой, которая наблюдает за состоянием здоровья, физическим развитием воспитанников, организует и проводит при согласии родителей (законных представителей) обучающихся медицинские осмотры, профилактические прививки, контролирует санитарное состояние помещений МДОУ, работает с воспитанниками по гигиеническому воспитанию и пропаганде ЗОЖ. Организуется систематический контроль за состоянием здоровья воспитанников, проводятся профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний среди воспитанников. В МДОУ созданы условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Наряду с традиционными формами работы по физической культуре: утренней гимнастикой, НОД, подвижными играми, физ.минутками, гимнастикой после дневного сна, активным отдыхом используются и нетрадиционные формы оздоровления: дыхательная гимнастика, оздоровительный бег, фитонцидотерапия (лук, чеснок).
О доступе к информационным системам и
информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Обучающиеся самостоятельный доступ к информационным системам, электронным образовательным ресурсам не имеют, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Информационная база МДОУ оснащена: электронной почтой mdou.zvezdochcka@yandex.ru, локальная сеть обеспечена доступом к сети «Интернет» (подключены 6 ноутбуков), функционирует официальный сайт МДОУ (официальный сайт учреждения имеет версию для слабовидящих). В МДОУ имеются мультимедийные средства обучения (LED доска -2 шт, проектор - 3 шт, интерактивная доска - 2 шт, экран для проектора - 1 шт, ноутбук - 3 шт, аудиотехника (музыкальный центр - 2 шт, синтезатор-1 шт, акустическая система -1).
Об электронных образовательных ресурсах, к которым
обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - отсутствуют.
О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Для обеспечения «равного доступа к образованию» для всех воспитанников с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, в нашем детском саду имеются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
-дети инвалиды и дети с ОВЗ обучаются по индивидуальным образовательным маршрутам;
-имеются технические средства обучения, предназначенные для всех категорий воспитанников, в том числе и для детей инвалидов и детей с ОВЗ: интерактивная доска с комплектом программного обеспечения, мультимедийные установки (проекторы, ноутбуки, LED доски), музыкальные центры, сенсорное оборудование, развивающее оборудование (песочница для работы с мокрым песком).
О наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
МДОУ не имеет общежитие, интернат.
О количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Жилых помещений в общежитии, интернате не имеем.
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:
Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов,использующих кресла-коляски)
• Инвалиды с нарушением зрения и слуха
• Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
• Временно нетрудоспособные
• Беременные женщины
• Люди с детскими колясками
• Дети дошкольного возраста.
Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:
• закономерности психического развития,
• показатели здоровья дошкольников,
• психолого-физиологические особенности,
• уровень общего развития,
• коммуникативные особенности и речевое развитие,
• эмоциональное благополучие.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.
При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
1. Принцип развития - Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
2. Принцип природособразности воспитания - Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
3. Принцип психологической комфортности - Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".
4. Принцип взаимодействия - Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
5. Принцип доверительного сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
6. Принцип обучения деятельности - Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
7. Принцип здоровьесберегающий - Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
Кабинет ПДО
Краткое описание кабинета
Цель организации кабинета дополнительного образования – создание условий, благоприятных для проведения дополнительной образовательной деятельности в Учреждении. Задачи кабинета: Организация и проведение кружковой работы. Нормализация эмоционального фона деятельности, создание комфортного психологического климата для реализации задач дополнительного образования детей дошкольного возраста. Организация и проведение консультаций для родителей и педагогов по вопросам, касающихся решения задач дополнительного образования детей дошкольного возраста. Цвет стен, пола, мебели, штор, подобран по принципу использования спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения и раздражения. Мебель в кабинете установлена в контексте общей композиции. Освещение в кабинете соответствует нормам СанПИНа.
С учетом задач работы кабинета по дополнительному образованию помещение территориально включает несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение:
-Рабочая зона: письменный стол, стул, шкафы для хранения методических материалов, дидактических игр, ноутбук;
- Зона развивающих занятий: детские столы и стулья, юрта, доска.
- Зона для хранения: методический и дидактический материал, наглядные пособия, раздаточный материал.
Основные направления работы:
-Кружок бурятского языка «Бууряад хэлэн»;
Работа проводится с детьми старшего дошкольного возраста по осуществлению организационной образовательной деятельности. В кабинете оформляются тематические консультации для педагогов, родителей; выставки.
Групповые помещения старшей группы
Материально-техническое оснащение групп ДОУ включает в себя различные элементы, которые обеспечивают образовательную деятельность и развитие воспитанников.
Помещения групп оснащены детской и игровой мебелью, соответствующей возрасту воспитанников. В группах есть уголки для разных видов деятельности: игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской, коммуникативной и других.
Групповые помещения 1-ой младшей группы
Материально-техническое оснащение группы раннего возраста в ДОУ может включать различные материалы и оборудование, которые способствуют познавательному, социально-коммуникативному, речевому и художественно-эстетическому развитию детей.
Для познавательного развития используются, например:
- пирамидки, стержни для нанизывания, объёмные вкладыши, матрешки, доски с вкладышами;
- наборы объёмных тел (кубы, цилиндры, бруски, шары, диски);
- рамки-вкладыши с цветными монолитными и составными формами, разными по величине;
- набор кубиков с цветными гранями;
- набор для экспериментирования с водой и песком.
Для социально-коммуникативного развития применяются, например:
- домики, набор дорожных знаков и светофор, набор мебели;
- контейнер с мелкими предметами-заместителями, фартук, совок, щётка, салфетки;
- модель «Огород», набор для посадки растений, пластмассовые тазики.
Для речевого развития используются, например:
- наборы предметных и сюжетных картинок, материал для составления описательных рассказов;
- детские энциклопедические издания, произведения художественной литературы;
- зеркало, лото с буквами.
Для художественно-эстетического развития применяются, например:
- иллюстрации разных видов искусства (натюрморт, живопись), альбомы для рисования;
- трафареты, образцы для штриховок, книжки-раскраски;
- краски, кисти, палитра для смешивания красок, стаканчики для воды.
Также в ДОУ могут быть предусмотрены комплексы спортивного оборудования для физического развития детей: шведская стенка, массажные дорожки, гимнастические мячи и другое.
Кроме того, для прогулок предусмотрены малые архитектурные формы: скамейки, качалка-балансир, лесенки, горка, песочницы, игровой домик. 2
Груповое помещение подготовительной к школе группы
В ДОУ имеется необходимое оснащение и оборудование для всех видов воспитательной и образовательной деятельности обучающихся, педагогической, административной и хозяйственной деятельности:
1) помещения для занятий, обеспечивающие образование детей через игру, общение, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности ребёнка с участием взрослых, и других детей;
2) оснащение РППС, включающей средства обучения и воспитания, подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста, содержания ОП ДО;
3) мебель, техническое оборудование, спортивный и хозяйственный инвентарь, инвентарь для художественного, театрального, музыкального творчества, музыкальные инструменты;
4) оформленная территория и оборудованные участки для прогулки ДОУ.
Групповые помещения средней группы
Некоторые элементы материально-технического оснащения средней группы ДОУ:
- Средства для социально-коммуникативного развития. Например, оборудование для трудовой деятельности (совочки, грабельки, палочки, лейки), инвентарь для ухода за растениями, картинки с правилами поведения в общественных местах. Также могут быть представлены атрибуты для игр «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница» и другие.
- Материалы для познавательного развития. Это могут быть матрешки, пирамидки, вкладыши, наборы тематических предметных карточек, плоскостных геометрических фигур, строительного материала и игрушек для обыгрывания построек. Также могут быть представлены наглядно-дидактические пособия «Мир в картинках», наборы для экспериментирования с песком и водой, снегом, льдом и другие.
- Материалы для музыкальной деятельности. Это могут быть магнитофон, кассеты (диски), музыкальная игрушка-неваляшка, кубики с иллюстрациями песен, пособия для определения характера музыки. Также могут быть представлены музыкальные инструменты (барабан, бубен, колокольчики), озвученные игрушки (погремушки, музыкальный молоточек, музыкальный волчок и другие).
- Материалы для физического развития. Это могут быть бубен, короткие шнуры, доска гладкая с зацепами, дуги высокие и низкие, дорожка ребристая, канаты короткие, кегли, маты гимнастические, мячи резиновые и другие.
- Уголок наблюдений за природой, научных опытов и исследований. В нём могут быть представлены градусник, стаканчики, лупа, наборы для опытов, подносы, пипетки и прочий материал.
- Уголок искусств. В нём могут быть представлены тетради, альбомы, карандаши, пластилин, краски разного типа и другое.
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС
Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверстниками, развивать индивидуальность каждого ребенка. Поэтому наполнить группу играми и игрушками недостаточно. С ведением Федерального государственного образовательного стандарта появились новые приоритеты в создании развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Она должна быть комфортной уютной рационально организованной наполненной разными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые стимулировали бы познавательную речевую двигательную и иную активность детей. Развитие познавательно-речевых способностей — это одна из главных задач дошкольного образования. Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) — это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом.
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна обеспечивать:
1. Гармоничное всестороннее развитие детей с учетом особенностей возраста, здоровья, психических, физических и речевых нарушений.
2. Полноценное общение между собой, а в процессе учебной деятельности с педагогом, дать возможность уединиться по желанию ребенка.
3. Реализацию образовательной программы ДОУ.
4. Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
— содержательно-насыщенной;
— трансформируемой;
— вариативной;
— полифункциональной;
— доступной;
— безопасной.
Насыщенность РПП среды предполагает:
— разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе;
— соответствие возрастным особенностям и содержанию программы.
Полифункциональность материалов предполагает:
— возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.).
Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:
— от образовательной ситуации;
— от меняющихся интересов детей;
— от возможностей детей.
Вариативность среды предполагает:
— наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения);
— периодическую сменяемость игрового материала;
— разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми;
— появление новых предметов стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
— доступность для детей всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
— свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности;
— исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность среды:
— соответствие всех ее элементов по обеспечению надежности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.
Учитывая требования ФГОС развивающая предметно – пространственная среда делится на пять образовательных областей:
Социально – коммуникативная;
Познавательная;
Речевая;
Художественно – эстетическая;
Физическая.
В каждой области имеются свои центры.
Социально-коммуникативное развитие:
— Центр ПДД;
— Центр пожарной безопасности;
— Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр).
Познавательное развитие:
— Центр «Уголок Природы»;
— Центр сенсорного развития;
— Центр конструктивной деятельности;
— Центр математического развития;
— Центр экспериментирования.
Речевое развитие:
— Центр речевого развития или уголок речи и грамотности;
— Центр Книги;
— Логопедический уголок.
Художественно-эстетическое развитие:
— Центр ИЗО или уголок творчества;
— Центр музыкально-театрализованной деятельности.
Физическое развитие:
— Центр физического развития;
— Спортивный уголок «Будь здоров!»
Направление:
Социально-коммуникативное развитие.
Игра — основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми.
В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно-ролевых игр:
В центре по ПДД и пожарной безопасности находятся необходимые атрибуты к сюжетно-ролевым играм и занятиям по закреплению правилам дорожного движения. Дети при необходимости объединяют центр сюжетно-ролевых игр, ПДД и пожарной безопасности.
Познавательное направление.
Большой популярностью у детей пользуется центр науки.В нем находится материал для осуществления опытной деятельности: лупы, мерные стаканчики, песочные часы, камни и т. п.
Центр математического развития: пособия с цифрами, счетный материал, дидактические игры, развивающие игры математического содержания.
Центр конструктивной деятельности организован так, что бы дети могли строить подгруппой и индивидуально. Имеется крупный и мелкий строитель, разнообразное лего, конструкторы.
В уголке природы подобраны безопасные растения, имается необходимое оборудование по уходу за ними.
Речевое развитие.
Направление играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями.
Художественно — эстетическое развитие.
В Центре «Творческая мастерская»находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.
Театрализованная деятельность.
Театрализованные игры решают следующие задачи:
Развивают артикуляционную моторику;
Расширяют словарный запас;
Развивают монологическую и диалогическую речь;
Развивает общую и мелкую моторику.
Физическое развитие:
Здесь имеются: спортивный инвентарь, игрушки, дорожки здоровья для профилактики плоскостопия, дидактические игры спортивного содержания.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду мы учитываем,что:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Алгоритм проектирования развивающей предметно-пространственной среды.
Сформулировать цели и задачи работы по созданию развивающей среды.
Определить игровое и дидактическое оборудование для решения образовательных задач.
Определить дополнительное оборудование.
Определить, как разместить оборудование в игровой комнате.
Вывод. Организация развивающей ППС в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам обеспечивается административным, педагогическим работникам и специалистам.
Доступ воспитанников к информационным системам и информационно - телекоммуникационным сетям не предусмотрен основной образовательной программой ДОУ.
Одним из важных направлений в деятельности ДОУ является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества образовательного процесса, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий).
В свободном доступе для детей в ДОУ компьютеров не имеется, для педагогов и административного управления — 5 ноутбуков, 2 персональных компьютера, все из которых имеют выход в Интернет.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Для успешной деятельности практического психолога в образовании важно грамотно организовать его рабочее пространство и обеспечить
необходимым инструментарием. Кабинет педагога – психолога располагается в парвом крыле здания. Площадь кабинета – 12 м2. Цвет стен и мебели
спокойных тонов, которые не вызывают дополнительного возбуждения и раздражения. Освещение в кабинете осуществляется при помощи ламп
дневного света и соответствует нормам СанПина. Площадь помещения освещена равномерно.
С учетом основных направлений деятельности педагога – психолога помещение территориально включает несколько зон, каждая из которых
имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение:
- Рабочая зона – необходима для организационно-планирующей деятельности педагога-психолога.
- Зона индивидуальных и подгрупповых занятий – предполагает непосредственное взаимодействие психолога с детьми.
- Консультативная зона – пространство для взаимодействия с родителями, воспитателями, педагогами.
- Зона релаксации – предполагает эмоциональную разгрузку.
2 Краткое описание использования кабинет
Психологическая работа ведется по следующим направлениям:
- формирование у педагогов, детей, родителей общей психологической культуры (консультации, семинары, тренинги);
- оказание помощи детям в их адаптационный период к новым условиям (индивидуальная и групповая работа с детьми);
- создание благоприятного психологического климата в ДОУ через оптимизацию форм общения.
Психодиагностическая работа направлена на:
- психологическое обследование обучающихся с целью определения соответствия их психического развития возрастным нормам и уровню
овладения необходимыми навыками и умениями;
- изучение психологических особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью обеспечения индивидуального
подхода к каждому ребенку.
Сопроводительно-развивающая работа предполагает разработку и осуществление программ, направленных на:
- развитие личности в целом и отдельных ее сторон (познавательная и эмоционально-личностная сферы);
- обучение методам и приемам саморегуляции и преодоление эмоциональных стрессовых реакций.
Консультативная работа:
- консультирование педагогов и родителей по проблемам обучения и воспитания детей;
- проведение совместных консультаций для всех участников образовательного процесса с целью повышения психологической
культуры и обеспечения преемственности в работе с детьми.
Кабинет педагога-психолога можно рассматривать как своеобразное поле взаимодействия практического психолога с детьми разного возраста, их
родителями и воспитателями.
Музыкальный зал используется для реализации основной общеобразовательной программы МДОУ детский сад "Звездочкаа» в процессе
организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной, театрализованной).
Занятия проводятся в соответствии требованиям СанПин два раза в неделю в музыкальном зале:
Группа 2-3 года -10 мин
Группа 3-4 года -15 мин
Группа 4-5 лет -20 мин
Группа 5-6 лет -25 мин
Группа 6-7 лет -30 мин
Музыкальный зал – это визитная карточка детского сада. Здесь проходят не только непосредственно образовательная деятельность с детьми, но и всевозможные праздники, развлечения и другие мероприятия для детей, сотрудников и родителей. Пространство музыкального зала можно условно разделить на такие же три зоны: рабочую, спокойную и активную.
- Рабочая зона всегда подразумевает продуктивную деятельность, в контексте интеграции с другими образовательными областями, прибегающими к продуктивной деятельности.
- Активная зона. В условиях музыкального зала активной зоной можно считать достаточно большое свободное пространство для музыкального движения: дидактические игры для развития чувства ритма, танцевально-ритмические упражнения, игровое музыкально- двигательное творчество и т. д. Фортепиано расположено таким образом, чтобы музыкальный руководитель, исполняя музыкальноепроизведение, мог видеть абсолютно всех детей. Также в этой зоне смонтированы технические средства обучения вне доступа детей.
- Спокойная зона. Спокойную зону в музыкальном зале вполне можно считать самой важной, самой значимой для музыкального воспитания. Здесь осуществляются такие важнейшие виды музыкальной деятельности как восприятие музыки и пение.
Восприятие музыки можно считать основополагающим видом деятельности в музыкальном воспитании дошкольника.
Наличие оборудованных объектов спорта
Целью функционирования физкультурного зала является создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, для реализации их потребности в двигательной активности, обеспечения физической подготовленности каждого ребенка.
Задачи физкультурно-оздоровительной работы в детском саду:
- охрана и укрепление здоровья детей, закаливание детского организма;
- создание необходимой учебно-материальной базы и санитарно-гигиенических условий для формирования жизненно необходимых умений и навыков детей дошкольного возраста в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями;
- развитие физических качеств;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- обеспечение физического, психического благополучия, эмоционального комфорта;
- формирование правильной осанки;
- воспитание нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности;
- формирование первоначальных представлений и умений в спортивных играх и упражнениях;
- побуждение к проявлению творчества в двигательной деятельности.
Наличие оборудованных библиотек
Документы отсутствуют
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Документы отсутствуют
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Документы отсутствуют
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Документы отсутствуют
О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступ к информационным системам и информационно-коммуникативным сетям
Доступ к информационным системам и информационно-коммуникативным сетям предназначен для педагогов и администрации ДОУ.
Информационная база МДОУ детский сад «Звездочка» оснащена: локальной сетью; электронной почтой; выходом в Интернет; разработан и действует официальный сайт учреждения.
В свободном доступе для детей в ДОУ компьютеров не имеется, для педагогов и административного управления — 7 ноутбуков, 1 персональнй компьютер, 6 из которых имеют выход в Интернет . 2 МФУ, 2 интерактивные доски, 2 LED доски, 2 мультимедийных проектора, 3 принтера, медиатеку и средства сетевого взаимодействия, поддерживающие оперативный обмен информацией.
Активно используется электронная почта для электронного документооборота, сбора и обмена управленческой, статистической информации.
Для инвалидов и лиц с ОВЗ
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МДОУ , на котором существует версия для слабовидящих.
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Документы отсутствуют